Люди

— наиболее влиятельная и распространенная из рас Тедаса. Но так было не всегда. Хотя хроники людей имеют тенденцию игнорировать или полностью опровергать этот факт, ученые считают, что было время, когда на континенте не было и следа человека.

Подробнее по ссылке

Основные человеческие королевства

[indent] Сегодня людские государства охватывают весь Тедас. На континенте нет эльфийских королевств. Под поверхностью от гномьей империй остались только Орзаммар и изолированный Кэл Шарок. Единственная внушительная сила, кроме людей — могущественное государство Кунари со столицей в Кунандаре на северных островах.
Андерфелс — государство на северо-западе континента. Родина ордена Серых Стражей. Из-за Моров ландшафт Андерфелса превратился в отравленную пустыню.
Антива — одно из богатейших королевств, Антива является центром торговли на севере. Несмотря на существование монархий, настоящая власть принадлежит т.н. "торговым принцам" и поддерживающей их гильдии убийц под названием Антиванские Вороны.
Вольная Марка — конфедерация независимых городов-государств. "Вольная Марка" — название не страны, а целого региона, где расположены эти города. Каждый город независим от других и отличается своей культурой и типом правления. В мирное время каждый город сам за себя и иногда соперничает с другими, но во время войны все города могут объединиться для создания внушительной военной силы.
Империя Тевинтер — бывшая доминирующая сила Тедаса и первая империя людей на континенте. Согласно распространенному мнению, Тевинтер уничтожил Элвенан и поработил эльфов почти двадцать веков назад. Империей правит магократия, что вкупе с её тёмным прошлым и боязни магии за границами империи обеспечило ей дурную репутацию. Последние триста лет воюет с Кунари.
Неварра — королевство в центральной части Тедаса. Королевство образовалось после территориального расширения города-государства Вольной Марки Неварры четыре века назад. Часто враждует с приграничными империями. Орден чародеев Морталитаси занимает высокое место в иерархии страны — один из морталитаси всегда является советником короля.
Орлей — ещё одна могущественная империя Тедаса, фактически соперничающая с Тевинтером. Орлесианцы очень амбициозны и горделивы, а мода, сплетни и тайны для них - самые насущные темы.
Ривейн — полуостровная страна на северо-востоке континента. Местная религия сочетает в себе изначальное язычество, современное андрастианство и Кун. Но даже с таким религиозным разнообразием конфликты возникают весьма редко.
Ферелден — монархическое феодальное королевство на юго-западе Тедаса. Народ здесь гордый и больше всего ценит верность и отвагу. Феодалы обладают большой властью на своих землях, но вынуждены заботиться о своих людях ради её сохранения. Король не обладает большим влиянием без поддержки феодалов.

Ранние племена людей

Империя Тевинтер
Неромениане: предположительно первые люди в Тедасе, первыми вступили в военный конфликт с эльфами и первые же использовали магию. Они поселились вдоль всей береговой линии моря Нокен. Со временем от них отделились три племени, каждое из которых создало отдельное королевство: Каринус, Тевинтер и Бариндур. Остальные неромениане остались под властью своего короля до образования Империи, первого крупного государства людей в Тедасе.
Каринус: восточное королевство, существовавшее до Империи, также принадлежавшее нероменианам. Его столица находилась в городе, ныне носящем имя Каринус. В итоге это королевство вошло в состав Империи.
Тевинтер: ещё одно поселение неромениан. Это древнее племя заключило союз с гномами и, со временем, поглотило племена нероменианцев и Каринус, сформировав Империю.
Бариндур: не так много можно сказать об этом королевстве, которое, согласно легендам, бесследно исчезло после того, как впало в немилость Древнего бога Думата. Только камни да путь, ведущий к ним, - вот и всё, что осталось.
Ферелден
Аламарри: эти люди заняли землю, ныне известную как Ферелден, в составе разных племен, в первую очередь клейнов, хасиндов и авваров. Легендарный Каленхад при поддержке клейнов и части хасиндов и авваров объединил Ферелден и вытеснил сопротивляющиеся слиянию племена на окраины нового государства.
Клейны: некогда одно из самых влиятельных племен аламарри, присоединились к Каленхаду, чтобы помочь в создании государства Ферелден.
Хасинды: члены племени аламарри, именуемые "хасинды", противясь присоединению к Ферелдену, бежали в лежащие на юге Дикие Земли Коркари. Там они продолжают вести мирную жизнь в небольших общинах. Их лидеры - шаманы, пользующиеся уважением в культуре хасиндов за свои магические способности.
Аввары: подобно хасиндам, некоторые аввары выступили против объединения племен под властью Каленхада. Их вытеснили в Морозные горы, где они продолжают решительно защищать свою независимость, храня исконные обычаи и религию. Это племя часто называют "Культ Неба" или "люди холмов".
Орлей и Неварра
Цириане: свободолюбивые высококультурные цириане процветали на плодородном "полумесяце", который в наши дни превратился в центральную область Орлея. В то время как другие племена столкнулись с давлением со стороны неромениан на севере, цириане, жившие обособленно, оставались сильным и независимым народом до образования Орлея после Первого Мора. Культура цириан практически не сохранилась.
Ингхёрши: первоначально крупнейшая целостная культура севера, территории нынешнего Орлея, ингхёрши превратились в разрозненные бродячие родовые племена, состоящие не более чем из десяти человек. Разобщенные кочевники проиграли в столкновении с нероменианами. Выжившие растворились в племенах цириан и планасен.
Планасене: были земледельческим народом с поразительно древней письменной историей и сильным культом анимизма. Из этого племени происходят многие неварранцы.
Андерфелс
Орты: народ Блуждающих Холмов, практикуют шрамирование лиц как дань их культуре.
Юзанди: в Древнюю Эру были наиболее распространенным народом, населявшим территорию нынешнего Андерфелса. В 500 году по Тевинтерскому календарю объявили об отделении от Империи.

[indent] Еще много веков тому назад люди были весьма развитой расой. Они строили крупные города, осваивали новые земли. Культура многих стран различна: к примеру, если в Ферелдене люди предпочитают неброские, но комфортные и теплые вещи, то в Орлее любят пышные и красочные наряды, зачастую очень неудобные. Все государства Тедаса являются королевствами или империями, во главе которых стоят могущественные монархи. Исключение составляют Ферелден – власть короля не ограничена, но напрямую зависит от настроения банов и эрлов; Андерфелс – власть наряду с королем делят Серые Стражи; и Антива – из-за постоянной борьбы за трон между членами королевской семьи в стране сформировалось тайное правительство. В настоящее время во главе большинства государств Тедаса находятся именно люди.
Внешность
[indent] Большинство людей внешне вполне привлекательны. Они могут иметь худое, среднее или плотное телосложение. Физически выносливы. Рост мужчин в среднем составляет 170-180 сантиметров, рост женщин - 160-170 сантиметров. Цвет волос людей может варьироваться от иссиня-черных до пшенично-русых. Изредка встречаются и рыжеволосые, с веснушками на коже. Оттенок кожи может быть от молочного до смуглого, в зависимости от происхождения (например, у ривейни тёмная кожа). Цвет глаз людей также бывает различным: карие, зеленые, серые и голубые, а также промежуточные оттенки этих цветов. У всех людей на теле растут волосы, у мужчин, как правило, больше. Также у мужчин-людей часто присутствует растительность на лице.
Срок жизни
[indent] В среднем человек живет около 60 лет, но с помощью магии крови люди могут жить и более 400 лет. Детство проходит в период от рождения и примерно до 12 лет. С 13 до 18 лет - подростковый возраст. Примерно в 18-21 год - совершеннолетие, когда юный представитель человеческой расы становится полноправным членом общества. Зрелый возраст - до 50 лет, после 50 - старость. Некоторые люди могут прожить и более 100 лет, но такие случаи редки. У пожилых людей появляются морщины на лице и седеют волосы, приобретая оттенок от пепельного до почти белого.

Эльфы

— распространённая в Тедасе раса, физически отличающаяся большими глазами, стройным телосложением и заострёнными ушами. Обычно эльфы ниже людей примерно на 10 сантиметров. Их древняя история омрачена веками угнетения со стороны людей.

Подробнее по ссылке

Городские эльфы

— осевшие в человеческих поселениях. В городах эльфийские районы нередко огораживают стеной или выносят за пределы, такие эльфийские гетто называются эльфинажами.
[indent] Эльфинажи — закрытые сообщества эльфов, живущих в городах людей, обычно окруженные стенами и находящиеся в самых бедных, криминальных частях города, тогда когда эльфы в деревнях делают свои дома в сараях или под навесами. Их жители обычно бедствуют, выживая попрошайничеством или берясь за самую чёрную и неблагодарную работу. В самых отчаянных случаях они покидают эльфинаж ночью, воруя, грабя и убивая. В каких-то королевствах эльфы могут быть более опасные, в каких-то - менее, но везде они признаны низшим классом. Эльфам не разрешено вступать в большинство законных организаций, таких как Церковь, и закон часто закрывает глаза на их просьбы. Содержание эльфов в рабстве всё ещё законно в империи Тевинтер, а спрос на эльфийских рабов среди дворян очень высок. Так происходит потому, что эльфы кажется людям внешне привлекательными, даже несмотря на низкий статус.
[indent] Долгое время испытывающие дискриминацию со стороны людей, большинство городских эльфов стремятся сохранить своё наследие, гордятся своей сплочённостью, пытаясь свести концы с концами во враждебном мире. Но эльфы, которым удаётся покинуть эльфинаж и войти в человеческое сообщество, часто смотрят свысока на остальных. Им приходится отказаться от многих черт своей расы и культуры для личной выгоды и перенять множество человеческих обычаев. Свадьба очень важна для городских эльфов; это обряд взросления в эльфийском обществе, который часто планируют для того, чтобы новая кровь вошла в разбавленный генофонд. При этом родственники в обязательном порядке обсуждают, кто из молодожёнов к кому в эльфинаж переедет. Семье, которая отдаёт своего отпрыска, даётся выкуп, ну, а семья, получающая новую кровь, заодно приобретает и рабочие руки. Самой худшей вещью для эльфа может быть женитьба или брак с другой расой, так как от связи человека с эльфом рождаются всегда люди; а это неблагоприятно для таких ограниченных общин, которые зависят друг от друга и своих традиций, чтобы выжить.

Долийские эльфы

— После 500 лет рабства эльфы завоевали свободу, участвуя в восстании, которое повергло в прах мощь Тевинтерской Империи.
[indent] Тогда как освобождённые люди и варвары с юга заселили земли, раньше принадлежавшие Империи, лидер людей Андрасте даровала эльфам регион южнее Орлея в награду за ту роль, которую они сыграли в восстании. Там они создали Долы — новый дом эльфов, который должен был заменить давным-давно уничтоженное королевство Арлатан. Невзирая на века рабства, эльфы многое помнили о своих корнях, и в Долах их культура начала возрождаться.
[indent] Частью этой культуры было поклонение древним эльфийским богам— что и стало причиной неожиданного падения эльфийского государства. Церковь Орлесианской Империи не пожелала терпеть подобную ересь и объявила Священный Поход против Долов. Вторая родина эльфов была уничтожена, и большинство выживших поселились на землях людей, став городскими эльфами.
[indent] Уцелевшие лидеры Долов, тем не менее, не пожелали склонить колени перед людьми. Вместо этого они избрали долю скитальцев, взяв на себя обязанность сохранения эльфийской культуры и знаний, чтобы, когда придёт светлый день и эльфы вновь обретут дом, они могли научить старинным обычаям своих братьев– городских эльфов. А пока Долийские эльфы путешествуют в украшенных повозках, которые называют аравелями. Аравели, с большими треугольными парусами на крыше — люди ешё зовут их сухопутными кораблями — тянут галлы, представители уникального вида белых оленей, выведенного в давно уничтоженном Арлатане.
[indent] Обычно долийские эльфы путешествуют небольшими группами, члены которых связаны между собой семейными узами, и никогда не останавливаются на одном месте надолго. По слухам, они открыли древние секреты эльфийской магии, однако доказательств этого пока не видно. Они всё ещё поклоняются эльфийскому пантеону и каждый член племени имеет татуировку, как символ выбранного бога на своём лице.
[indent] Долийские эльфы также известны как единственная раса, изготовляющая изделия из железной коры, уникального материала. Он сильный и лёгкий как сталь и используется для изготовления оружия и других предметов одежды, таких как амулеты. Эти вещи, так же как и резные рога галл, высоко ценятся и часто используются в торговле с людьми вещами, которые они не могут сделать сами, например, металл, который необходим для оружия.
[indent] Долийские эльфы обычно живут сами по себе и избегают людей, когда это возможно, но время от времени встречают людей-путешественников или приближаются к человеческим поселениям для торговли и исчезая при первых признаках опасности. О своих собратьях же в эльфинажах они снисходительно отзываются как о «плоскоухих», веря, что те сроднились с людьми не только душой, но и телом. В ответ городские родичи считают долийцев мифом или думают о них так же, как и люди: бандиты и язычники.
[indent] Сами долийские кланы могут сильно отличаться друг от друга. Некоторые кланы хорошо относятся к людям и могут даже устроить лагерь рядом с поселениями на долгий период времени. Другие кланы живут воровством и грабежами и скрываются в горных проходах. Долийцы Ферелдена более-менее нейтральны по отношению к горожанам, тогда как долийцы Ривейна имеют полу-постоянное поселение в городе Лломерин, но это — скорее исключение из правил, так как долийцев считают опасными дикарями в большей части Тедаса. Долийцы редко поддерживают связь между кланами. Только раз в десятилетие или около того долийские кланы собираются вместе. Их хранители, ответственные за сохранение эльфийских знаний и магии, встречаются и обмениваются знаниями на совете, названном Арлатвеном. Во время него кланы вспоминают и записывают всё, что узнали со времен последней встречи.
[indent] Долийцы живут по правилам, известным как Вир Танадал, что означает «Путь трёх древ». Он состоит из трёх частей:
Вир Ассан ("Путь Стрелы") – неуклонное достижение цели.
Вир Бор’ассан ("Путь Лука") – гнуться, но не ломаться.
Вир Адален ("Путь Дерева") – вместе мы сильнее, чем по одному.
Вир Банал'Рас (Путь Тени): Редкий четвертый путь. Когда нужно уплатить долг крови, долийские охотники посвящают себя мести и ничему более. Так появились легенды о долийских убийцах.
[indent] Три части философии часто связаны вместе как мантра, которую долийцы часто заканчивают фразой «Мы последние из элвенан и больше никогда мы не подчинимся».
[indent] Когда долийцы умирают, клан хоронит их и выращивает дерево над их останками.

[indent] Современные эльфы — лишь тень своих предков. Собственное имя эльфов — «элвены», что означает «народ». Когда-то они правили огромным королевством под названием Элвенан, что переводится как «место народа». Его столицей был потерянный ныне город Арлатан.
Внешность
[indent] Все без исключения эльфы имеют худощавое телосложение. Некоторые из них хрупки, но встречаются и крепкие, обычно это молодые мужчины. Рост мужчины в среднем составляет 160-165 сантиметров, рост женщины — около 155 сантиметров. Цвет волос у эльфов может варьироваться от чёрного до светлого. Цвет кожи тоже может сильно различаться — некоторые эльфы смуглы, некоторые светлокожи. Цвет глаз такой же, как у людей — карие, голубые, серые, зелёные, а также промежуточные оттенки этих цветов. У представителей мужского пола не растёт борода.
Имена
[indent] Городские эльфы, как правило, следуют примеру ферелденцев и носят только одно имя. Долийские эльфы тоже пользуются одним, но обладают ещё и именем клана, которое используется в официальной обстановке. Имя клана — это обычно имя благородного дома Долов, от из которого образовался клан.
Срок жизни
[indent] Эльфы давным-давно утратили бессмертие, и их срок жизни стал практически равен человеческому. Если сравнить эльфа и человека одного возраста, эльф будет выглядеть несколько моложе. У пожилых эльфов также могут седеть волосы, однако у многих, особенно у долийцев, на лице мало морщин даже в глубокой старости.
Отношения с другими расами
[indent] В отличие от своих городских собратьев, которые предпочитают жить в мире с людьми, долийские эльфы стараются держаться от других рас особняком и порой могут вести себя враждебно по отношению к чужеземцам, в первую очередь к людям, поскольку люди, по их предположениям, в своё время стали причиной падения Арлатана и Долов.

Гномы

— раса крепких коренастых существ, живущих в подземных городах, которые называются тейгами.

Подробнее по ссылке

[indent] Живущие под землёй гномы превосходно видят в темноте. Каменистая среда обитания даёт им ещё одно преимущество: в стенах многих пещер есть вкрапления лириума - минерала, являющегося проводником магии и, по совместительству, основным предметом торговли с наземными расами. Веками находясь в непосредственной близости к нему, гномы выработали методы его обработки. Из-за их отрезанности от Тени, по причине которой они не видят снов и не могут быть магами, гномы легче переносят негативное влияние от лириума.
[indent] В отличие от других культур Тедаса, гномы не поклоняются человекоподобным богам. Их вера больше похожа на почитание древних, и они также поклоняются Камню, который их окружает на протяжении всей жизни. Гномы, ведущие достойную и знатную жизнь, про которых говорят, что они усиливают Камень, после смерти становятся Предками. Те, кто поступал подло или был опозорен, ослабляют Камень, и поэтому их вычёркивают из летописей навечно.
[indent] Совершенные - гномы, прославившиеся своими изобретениями, мудростью, силой или храбростью при жизни. Когда гном объявляется Совершенным, основывается новый знатный дом, которому присваивают его имя. Деяния Совершенных бережно заносятся в летописи, и их голос настолько превозносится, что часто обладает не меньшим весом, чем голос короля.

Внешность
[indent] Дородные представители расы Детей Камня ниже и шире в плечах большинства людей. Средний рост гнома-мужчины составляет всего лишь 140-150 сантиметров, женщины - 140-145 сантиметров. Как правило, они более крепкого телосложения; болезни гномам практически неизвестны. Однако близость гномов к порождениям тьмы негативно сказывается на их численности. Те, кто выжил после стычек на Глубинных тропах, часто страдают от вызванного скверной бесплодия. В результате и без того малое, по меркам народов поверхности, население постоянно сокращается.
[indent] Черты лица гномов несколько грубоваты, у мужчин на лице рано появляются мимические морщины. Большинство мужчин-подземников носят длинные бороды, нередко заплетённые в косички. Борода - своеобразный признак статуса и гордости гнома. Однако порой встречаются и безбородые. Обычно это бескастовые гномы. Цвет волос варьируется от чёрного до русого и огненного. Цвет глаз такой же как у людей и эльфов - карий, голубой, серый, зелёный и их промежуточные оттенки.
Имена
[indent] Общество гномов формируют Дома, каждый из которых образован несколькими семьями. Гном носит собственное имя и имя Дома. Имя Дома используется и как фамилия, и иногда как часть титула. Например, гном может называть себя Белен Эдукан или Белен из Дома Эдукан.
Срок жизни
[indent] Гномам отведено примерно столько же лет жизни, сколько людям и эльфам. Гномы рано взрослеют, уже в отрочестве их лица выглядят так, как у людей и эльфов, перешагнувших двадцатилетний порог и, если сравнивать человека и гнома одного возраста, гном будет выглядеть старше; если же сравнивать человеческую женщину и гномку одного возраста - они будут выглядеть примерно одинаково.
Отношения с другими расами
[indent] Ходят слухи, что гномы ставят себя выше людей, не говоря уже о других расах. Тем не менее большинство гномов достаточно дружелюбны по отношению к остальным и охотно сотрудничают с представителями других рас.

Косситы

— народ, который следует философии Кун (отсюда второе название: кунари).

Подробнее по ссылке

[indent] Кунари правит Триумвират, три столпа, на которых держится все общество. Аришок управляет «телом», армией кунари, Аригена — «разумом», ремесленниками, а Арикун — «душой», жречеством. Аришоком всегда выбирается мужчина, Аригеной — женщина. Арикуном может стать представитель любого пола. Триумвират работает слаженно, выстраивая работу общества как единого организма, забота о благополучии которого считается долгом каждого кунари. Как капли крови в теле, так все должны поступать из соображений общего, а не личного блага.
Семейные узы
[indent] У кунари нет членов семьи. Они не женятся и не выбирают себе партнеров. Они даже не знают, кто их родители. Роль отца заканчивается в момент зачатия, матери — после рождения ребенка. Семья кунари — его или её коллеги по работе.
[indent] Тамассран контролируют селекционную программу, подбирают родителей для того, чтобы на свет появился ребенок, больше всего подходящий для определенной профессии. Селекция ведется на протяжении многих веков. Семья не играет роли, главное — происхождение. Каждый солдат имеет в своей родословной десятки солдат-предков. Но такая селекция не значит, что кунари обязательно станет солдатом. Если он проявляет задатки ученого, Тамассран могут вполне назначить для него другую профессию согласно его склонностям. Кунари ценят эффективность.
[indent] Кунари обычно не связывают секс и любовь. Но сама любовь им отнюдь не чужда: у них могут возникать сильные эмоциональные привязанности, однако они не видят смысла выражать их в половом акте. В противном случае их отправляют на перевоспитание к Бен-Хазрат. Если в результате недозволенной связи появился ребенок, то его ждет та же судьба, что прочих детей: воспитание у тамассран, оценка и определение роли в обществе. Кунари не склонны разбрасываться ресурсами.
[indent] Один из основных постулатов Кун — "Главное — польза общества, а не польза его отдельных представителей". Именно поэтому кунари обращают народы в свою веру, завоевывая их, разрушая их социальный уклад, разделяя членов семей и воспитывая всех детей как последователей философии Кун.

Внешность
[indent] Косситы отличаются высоким ростом и силой; в среднем они выше людей на 30 сантиметров или больше. Их кожа может иметь золотой, бронзовый или серый оттенок. Наиболее распространены белые волосы, хотя иногда встречаются и другие цвета. Уши заострены. Глаза обычно имеют насыщенный оттенок фиолетового, красного, серебристого или желтого цвета.
[indent] Большинство кунари рогаты. Рога не имеют нервных окончаний, поэтому могут быть удалены без вреда для кунари, как волосы или ногти, однако заново уже не вырастут. Количество рогов варьируется: их может быть два, четыре, шесть и даже восемь.
[indent] Однако также встречаются кунари, вовсе не имеющие рогов. Безрогость редкое явление, однако не уникальное, как рыжий цвет волос среди людей. Безрогие кунари считаются среди соплеменников особенными, рожденными для особой цели, поэтому часто получают высокие должности среди Бен-Хазрат или послов. Во многом из-за веры в избранность безрогих, многие тал-васготы срезают собственные рога. Саирабазам же рога срезают, дабы подчеркнуть их опасность для общества.
Витаар
[indent] В отличие от других рас Тедаса, кунари не украшают себя татуировками. Вместо этого они используют особую боевую раскраску под названием витаар. Эта краска изготавливается из вещества, токсичного для прочих рас. Некоторые тал-васготы продолжают использовать витаар, несмотря на то, что покинули Кун. Высыхая, витаар придает коже поразительную прочность, не лишая при этом эластичности, и может служить в качестве брони.
Имена
[indent] У кунари не бывает имён в привычном остальным народам Тедаса смысле. Обычно кунари называют себя по той должности, что занимают. Однако у каждого члена общества есть и другое, уникальное имя, являющееся, по сути, строкой генеалогической информации, которую используют тамассран для ведения записей о селекции.
[indent] Васготы и тал-васготы  именуют себя так, как захотят. Некоторые сохраняют старые имена, которые носили прежде. Иные выбирают себе прозвище на кунлате, другие - на общем наречии.
Срок жизни
[indent] Предположительно, примерно равна сроку жизни людей, гномов и эльфов.
Отношения с другими расами
[indent] Учение Кун настолько всеобъемлюще, что не имеет расовых ограничений. Каким бы ни было происхождение индивида, он будет признан кунари, приняв Кун (хотя для инородцев-верующих существует термин "виддатари").  В то же время, это означает, что кунари стремятся "обучить" своей философии все прочие расы, зачастую - силой.  Для многих людей, гномов и эльфов кунари — злые и деспотичные существа, которые не верят в права личности. На захваченных кунари землях все остальные верования искореняются, семьи разделяются, браки запрещаются, всякий инакомыслящий направляется на «перевоспитание» тайной полицией, которая следит за соблюдением строгих обычаев кунари.